Мое #Неписательство

В Москве на мастер-классе Маргариты Ивановой “Принцип домино” прорабатывала тему «февральской лени» и взяла перед собой и группой обязательство написать статью с рабочим названием «Почему я не люблю писать…» Отлынивала неделю, потом решила сделать не статью, а размышлялку, и опубликовать хотя бы на ФБ. И лед тронулся!

Себе – зарубку, что легкость жанра и публичность для меня работают хорошим мотиватором, вам – текст, если сочтете нужным прочесть, всем нам – смелости проживать свой «февраль» по-своему.

«Мое #Неписательство»

Причина первая, главная: я могу не писать!

Я филолог. Нет, не так: я человек, получивший высшее филологическое образование – это будет честно. Поступала на факультет после физмата и с намерением наконец разобраться в языке и грамоте, которая к завершению школы хромала так, что усаживала меня на шпагат из оценок за сочинение: «5» за содержание и «2» за грамотность. Можно было, конечно, сделать «ампутацию» и просто перейти на язык формул и математических знаков (как в моей семье принято). Но меня тянуло в познание себя, людей, литературы, театра и прочих гуманитарных радостей мира, где царила (царствовала!) вербальная магия.

Когда я училась во втором классе, узнала печальную новость, что никто не сможет за свою человеческую жизнь прочесть все, что уже создано и написано людьми – времени не хватит. С трудом, но смирилась и стала тщательнее вылавливать в море литературы книги, на которые хотелось потратить жизнь. Филологический факультет оказался водопадом – он обрушил на меня огромную массу блистательных литературных творений со скоростью сессий! И я не выплыла. Ощущение «зачем что-то создавать, когда вот уже сколько прекрасно созданного» сохранилось у меня и по сей день. И если на первых курсах, помнится, мы баловались «пробами пера», игрались в зарисовки «в стиле» (хвалебная ода, баллада, пишем «как Набоков» или «по-Довлатовски»), а то и пробовали сочинять “по-своему”, то к завершению обучения появилась стойкая позиция, что в мире все уже сказано и написано. Или будет написано, но не мной, а теми, кто «не может не писать!» А если вы можете не писать – не пишите.

И вот мой ключевой стопинг – «я могу не писать». Во мне нет того живого импульса, мучительной жажды, внутреннего требования «достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд…»

Вот я и не пишу. Личный дневник не считается – он для обязательного регулярного «впадания в осознанку», что важно для моей профессии и бытийствования. А словесные зарисовки, посты, статьи и (да ладно!) книга должны быть оправданы, обоснованы, заказаны извне и, главное, написаны теми, кто не может не писать! Вот такой у меня капкан, добровольный и с привкусом романтического трагизма)).

Причина вторая: Давление топора или написанное фиг вырубишь…

Я и мое мировоззрение меняются. Иногда – кардинально. Изнутри-то мне видно, какой логический и эмпирический путь я проделала и при каких условиях противоположная точка зрения получает право на существование и доминирование с учетом контекста. А для внешнего наблюдателя это часто выглядит как измена, отрицание предыдущей позиции, предательство.

Я помню, как в школе мои изменения взглядов ставились одноклассниками и преподавателями мне в упрек. Как ссылки на предыдущие, особенно зафиксированные письменно, выводы и позиции использовались против меня. Как требовали не доказательства нового взгляда, а возврат на предыдущую точку зрения, отраженную в письменном виде от моего имени (сочинении, записанном выводе, статье в стенгазете и т.д.)

Наблюдая за сегодняшней «культурой» полемики, я вижу огромное количество вопросов – отсылок к прежним высказываниям (а вот в 2000 году вы написали/сказали…) Мне-то как раз интересны изменения мировоззрения: вот было, вот стало, потому что я теперь учитываю/вижу/думаю… Но в публичном пространстве словесных баталий нет задачи разобраться, есть цель победить, поэтому «Все вами сказанное (особенно написанное и подписанное) может быть использовано против вас».

И это тоже хороший повод не браться за клавиатуру. Чем и пользуюсь.

Причина третья: позиция «нет вопроса – нет ответа»

При переходе в коучинг я долго и тщательно искореняла в себе вожатско-учительский драйв делиться всем, что знаю, поскольку мы сейчас вместе. Трудно было неимоверно, особенно тяжелы оказались паузы в общении, которые хотелось заполнить своей точкой зрения или монологом об интересном для меня.

А в коучинге другой принцип, где важно не забивать эфир собою и своей экспертностью, быть в молчании и присутствии, уйти в тень, чтобы партнер начал проявляться, говорить, действовать, искать ответы на свои вопросы, спрашивать с себя.

Я научилась и полюбила молчать. Я получаю удовольствие, когда человек, обращаясь ко мне с вопросом, сам же отвечает на него. Я открыла для себя большую ценность помочь человеку сформулировать вопрос, а не дать ответ. Но это ослабило мою способность проявлять и предъявлять свою точку зрения. Точнее, ограничило: я это делаю только под запрос, когда уже в лоб прилетает: «А ты как думаешь? А ты что знаешь в этой теме?»

На моем сайте есть рубрика «статьи». Но практически все они написаны под заказ для журналов (тема, сроки, количество знаков – очень четкий запрос). И есть два исключительно моих высказывания, когда не смогла молчать (и здесь не важно, от восхищения или отвращения).

Итожу: пока нет запроса (заказа) – нет моего ответа (написанного). Собственный заказ -надо написать! – работает слабо. Я уже трижды порывалась бросить и этот опус, но публичность обещания пока делает свое дело для появления этого текста.

Причина четвертая: сложно написать так, чтобы самой понравилось.

Кто меня знает, наверняка сталкивался с моей категоричностью в оценках и требованиях к предъявляемому. Сразу оговорюсь, я эту позицию изменять (искоренять) не хочу: она про уважение, качество, профессионализм – что ценно и важно!

Если окружающие люди могут периодически сильно испытывать гнет требований и претензий, работая или взаимодействуя со мной, то я под этим гнетом живу постоянно. Это очень полезно – не позволяет останавливаться на достигнутом – точка с запятой мой знак! Но в написании и публикации текста важно поставить точку и его отпустить – опубликовать, а мне все еще не нравится.

Вот опять: вместо одного дня пишу этот текст третий, думала – быстренько отработаю и все, а нет – не нравится. На эмоциях легче – писала про сломанный каштан, так даже в падежи перестала попадать, и нормально – это больше крик, а не текст.

Причина последняя, замыкающая: я так не хочу, а как по-другому не знаю!

Я теряю вкус к чтению. Каждая третья начатая мною книга за последние 5 лет не дочитана: мне не интересно. Особенно это касается профессиональной литературы, где одна мысль может быть раскатана на 20-30 страниц. Та же засада со статьями: я часто сохраняю, но не читаю статьи. «Однажды вернусь и прочту» – это иллюзия. Впрок не наешься, а в актуальной потребности ищешь материалы через поисковик. И там выпадает столько откровенной мути и жути, что рука автоматически закрывает страницы. А поскольку я не готова чтение воспринимать как тренажер по развитию терпения, то читать стала намного меньше, чем прежде или чем могу. И главное, я так писать не хочу, я не хочу увеличивать количество непрочтенки, а как по-другому – не знаю.

Я понимаю, что сейчас период безжалостной необходимости публичности. С этим пониманием и чашкой кофе для храбрости продираюсь в лентах новостей сквозь подобие диалогов («У меня сегодня прекрасное утро, а как у вас?»), категоричные поучения, мнения неэкспертов, перепосты странных флешмобов и другие ужасы словесных проявлений во имя внимания публики. Интернет-маркетологи подогревают тренд – так и надо, больше и громче! А я так не хочу! А как хочу – пока не знаю.

А если мне нравится написанное, я просто наслаждаюсь стилистикой и мыслями текстов. Перечитываю, могу поделиться в ленте, поставить восхищенный лайк, испытываю благодарность (и к авторам, и к поделившимся). У меня есть знаковые люди, чьи посты и тексты мне интересны. С удовольствием читаю и… тут выплывает пункт первый – ну все, теперь можно и не писать – есть кому!

Круг замкнулся. Уроборос какой-то))

Точка! Сейчас проверю на glavred.ru (чтобы не меньше 8,5) – и опубликую.

20.02.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Captcha Captcha Reload

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>